Сегодня весь мир помешался на гаджетах:
смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир
проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.
В 2007
году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей —
представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания,
потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями,
подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу
представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те,
что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии
деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В
это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже
провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а
18-летний — больше четырех лет!
Хочешь сказать, что сейчас совсем
другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у
человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых
связан с десятью тысячами себе подобных.
Мозг нужно развивать и
кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие
размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того,
что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления,
когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», —
утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.
Ты будешь
шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг
дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на
90%! Мир сжался до экрана смартфона.
Дети забыли и, что еще хуже, просто
не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по
деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в
свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о
рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со
своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый
тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую
часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не
проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Нам определенно есть о чём волноваться.
Мозг формируется, когда
есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга.
Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не
виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.
Также
ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не
способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно
сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть
развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания
никак не лезут в голову?!
Ты спросишь, как же цифровые технологии
могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов
ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок
не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные
участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие
решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который
перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать
информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы
с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
Думаешь, что дети
стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние
одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который
демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад.
Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является
жизнь в виртуальном мире.
«Я опасаюсь, что цифровые технологии
инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей,
которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут
концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен
Гринфилд.
Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто
ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен,
но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не
пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось
использовать по ночам и в выходные дни.
Крис Андерсон, главный
редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics,
также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило
Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой,
вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с
этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».
Сыновья
создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими
планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast
Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день.
Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.
Вот тебе и ответ на
вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении.
Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня
проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий