понедельник, 20 июля 2015 г.

Немного о деньгах...

Из рассылки Евгения Гильбо:




"Вы писали: 
...Среди моих клиентов был  один сумасшедший мультимиллионер, по прозвищу “Гений” которого я продвигал в Москве с его идиотскими прожектами.... Как же он стал мультимиллионером "с его идиотскими прожектами"? И почему Вы не мультимиллионер, если такой умный?"
Александр.

Мультимиллионером он тогда стал просто: женился на дочери одного старого цеховика, занимался вместе с тестем разными рисковыми делами. Потом, после того как тесть остался после распада СССР в другой стране, он все быстро просрал и теперь живет довольно скромно.

Что же касается меня, то я просто живу в соответствии со своими представлениями о комфорте и удобстве, а не с Вашими. Думал, этим ответом и ограничиться, а потом понял, что все же следует объяснить некоторые фундаментальные вещи, из-за которых совершаете жизненные ошибки не только Вы. Вы следуете неким стереотипам, не слишком понимая, что за ними реально стоит. 

Я хорошо понимаю, почему Вас и других представителей нижних классов общества привлекает внешняя сторона жизни мультимиллионеров. Для того, чтобы заставить Вас и Вам подобных работать на дядю, необходимо, чтобы Вы принимали за свою работу печатаемые этим дядей бумажки, и старались их заработать как можно больше. А для этой цели Вы должны верить, что эти бумажки – универсальный решатель проблем.


Религия денег имеет в своей основе тот простой факт, что большинство людей не умеет жить. Поэтому они хватаются за веру, что есть что, имея что, ничего больше не надо уметь, все сделают за тебя. То ли по щучьему велению, то ли азкабановыми кубками, то ли бородой ибн Хоттаба, то ли пачкой денег можно получить все, чего хочешь.

В реальной жизни это не так. За деньги можно получить только массовые стандартные товары. А их не так много нужно. Колбасы вагон не сьешь, домов много не нужно, удобнее нанимать, а любовь не купишь, успех не купишь, да и власть не купишь. Все, что не относится к числу простейших вещей, надо уметь делать самому.

Вам внушают, что деньги – универсальный решатель проблем и для того, чтобы Вы не научились сами делать серьезные вещи, не стали конкурентами элите, и для того, чтобы Вы работали больше, чем необходимо для Вашего комфортного существования, стремясь получить как можно больше этих бумажек.

У больших денег есть вторая сторона – они серьезно ограничивают свободу их владельца. А высоколиквидные финансовые ресурсы являются еще и источником высокого риска для жизни и для социального положения. Я с этим столкнулся в довольно юном возрасте, когда еще в студенческие годы сделал весьма по тем временам серьезный бизнес по изготовлению АСУ. Обороты и прибыльность были тогда умопомрачительные, первые миллионы пришли в первый же год. Вместе с ними пришли и серьезные риски. В том юном возрасте это было даже интересно, вызывало азарт, война мне нравилась, я быстро заработал репутацию парня, чьи враги долго не живут. Поэтому я легко удержал свои деньги.

Но тогда же, на волне этого первого успеха, я стал понимать две вещи. Первая, главная, что эти деньги стали серьезно ограничивать мою свободу. Я уже не мог без охраны гулять на Острова, как привык, да и вообще многие вещи стали мне недоступны. А плюсов никаких мне эти деньги так и не дали, все свои проблемы я прекрасно умел решать и до их появления. Так что я твердо выбрал свободу и решил, что в перспективе никогда не следует иметь больше денег, чем необходимо на предстоящие расходы. Каждый раз, когда я потом нарушал этот принцип, у меня были неприятности.

В дальнейшем у меня было, да и сейчас есть, очень много возможностей сорвать большой банк. Например, мог бы войти в долю с Абрамовичем или Ходорковским, когда они обращались в начале 90х за содействием, или стать президентом любого банка из числа тех, в организации которых участвовал, теперь есть возможность войти крупным акционером и топ-менеджером почти в любой бизнес, который я консультирую. Любой из этих шагов приклеит ко мне столь радующий Вас ярлык мультимиллионера. Можно поиграть на бирже и лет за пять выйти на миллиард.

Почему я этого не делаю? Потому что реальность так устроена, что крупными деньгами владеют не отдельные люди, а организации. В старые времена, когда были многочисленные семьи, одна семья могла пасти сотни миллионов, но сейчас такие капиталы, а тем более миллиарды, контролируют жесткие организации орденского типа. Следовательно, мой переход в состояние миллиардера означает мое включение в такую организацию и зависимость от нее. Пусть я буду там начальником, создателем, авторитетом, диктатором – все равно сам факт моей причастности к такой организации очень резко ограничивает мою свободу.

А что дает взамен? Будет ли моя жизнь более комфортной? Вовсе нет, уровень комфорта снизится, придется тратить очень много времени на представительство и соответствие всяким критериям. Буду ли я тратить больше? Наверное, но это будут траты представительского свойства, не для себя.

Поэтому я выбрал для себя самый удобный способ существования – консалтинг. У меня нет лишних денег, что избавляет меня от многих ограничений свободы и рисков. Я в курсе всех дел, влияю на все, что меня интересует, и ни за что не отвечаю административно. Мои привычки требуют тратить в месяц не так много – шесть-десять тысяч убитых енотов, их я в обычный месяц и делаю. Иногда приходится потратить побольше, так как возникают потребности у родственников, любовниц или любовников. Тогда я больше зарабатываю. 

Если возникает необходимость в крупных покупках, скажем недвижимости, то я решаю этот вопрос подручными инструментами, или форсирую свои доходы. Но как раз недвижимости и вообще имущества стараюсь иметь меньше, от них много хлопот. Автомобиля я, кстати, тоже не имею с 1994 года ни в Москве, ни в СПб – тогда я уже понял, что свое авто только ограничивает мобильность, тем более в городе, где махнув клешней едешь куда хочешь за смешные деньги. В Германии имею машину, но скромненькую, BMV, а не навороченный Бентли или Эштон Мартин, на каких тут ездят только работники африканских и латиноамериканских консулатов. Это в Москве лохи ездят на гелентвагенах и линкольнах, чтобы гаишникам было виднее, с кого можно на халяву бабки срубить.

В Москве вообще это неумение жить, которое выглядывает из Вашего вопроса, очень наглядно. Многие мои клиенты и друзья тратят массу усилий лишь для того, чтобы оплачивать свое соответствие заданным обществом критериям. Все понакупили дома в районе Рублевского шоссе, где жить неудобно, если работаешь в Москве, потому как на подъезде к Москве пробка из гелентвагенов. Или квартир на всяких Остоженках, в то время как самые успешные московские риэлтеры – я посмотрел – живут совсем в других местах. И все стараются соответствовать и соответствовать, ходят не в те Клубы, где хорошо, а в те, где “престижно” и противно. 

Отдают детей учиться не туда, где чему-то научат, а туда, где престижный лейбл, понимая в душе, что с этим лэйблом детишки потом без умения делать дела в говно сольются.
И в конце концов все эти мультимиллионеры, в число которых Вы меня так активно зазываете (имея в виду на самом деле себя), плачутся мне в жилетку о том, что жизнь пошла не туда, и завидуют моему образу жизни, моей легкости и свободе, моему умению жить, тому, как ко мне тянутся их кошки и их дети, моей свободе в путешествиях и в мыслях, моей лености и моим играм. На самом деле это все и есть умение жить.

Если бы я зарабатывал больше, чем трачу на стандартные продукты, это значило бы, что я трачу свои усилия в пользу выпускающего деньги дяди, предоставляя ему бесплатный кредит. Точнее, кредит с отрицательным процентом, ибо есть еще и инфляция. А я никогда не стану работать на дядю.

Сайт Е.Гильбо "Школа эффективных лидеров"



Комментариев нет:

Отправить комментарий