четверг, 3 февраля 2011 г.

Рисуем ... Моцарта.


Как Вам нижеследующий текст:

"По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом."?

Не сомневаюсь, что Вы смогли прочесть этот текст, причём легко! Ещё бы, мы худо-бедно, но учили русский язык в школе. А теперь представьте себя, не учащим русский язык. Разумеется, вышеприведённый текст был-бы понимаем намного сложнее. Да дело, в общем, и не в нём!

Представьте консультанта без знания русского языка, физики, химии, биологии, алгебры, геометрии. Не нужно фундаментальных знаний, достаточно общих, чтобы объяснить, например, действие биоактивных добавок или особенностей формулы косметики. А человека любой другой профессии - продавца, летчика, косметолога, инженера...какой угодно. Думается, без этих общих знаний многие профессии канут в небытие. Просто потому, что их нельзя освоить, если нет знаний средней школы.

То ли у нас больше не планируется никаких других профессий, кроме дворников и уборщиц (я не умаляю эти профессии, они просто не требуют специальных знаний, кроме физических навыков), то ли происходит нечто пока непонятное, но 15 февраля должны утвердить новую программу для старшеклассников, в которой основными предметами станут ОБЖ, физкультура, "Россия в мире", индивидуальный проект.

Остальные предметы идут на выбор, но выбрать из них ученик сможет только два и не больше! То есть либо физику с химией, либо русский с литературой, к примеру. Форсайт-проект "Детство 2030" изумил, проект старшего образования вызывает уже не просто недоумение, но заставляет задуматься о системности странных нововведений.

Учителя пожаловались + Медведеву, Путину, Грызлову, Фурсенко

Более 10 тысяч учителей и других неравнодушных к проблемам российского образования людей подписались под открытым письмом первым лицам страны, чтобы не допустить принятия нового образовательного стандарта для старшей школы, который разработал Институт стратегических исследований образования РАО под руководством советника мэра Москвы Любови Кезиной и генерального директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова.

Письмо адресовано "большой четвёрке": президенту России Дмитрию Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину, председателю Госдумы Борису Грызлову и министру образования и науки Андрею Фурсенко. Авторы объясняют, что подготовить письмо их побудило приближающееся принятие нового федерального государственного стандарта (ФГОС) для старшей школы - это должно произойти 15 февраля. Пока этого не случилось, есть время не допустить серьёзной ошибки.

Стандарт определяет для обязательного изучения только четыре предмета: "Россия в мире", ОБЖ,  физкультура, индивидуальный проект.

Все остальные привычные предметы, попавшие в разряд необязательных, объединены в шесть образовательных областей. Из каждой ученик может выбрать для изучения один-два. В общей сложности - "не больше семи" предметов. Одна из таких групп - математика (алгебра, геометрия, информатика). Получается, изучать одновременно и алгебру, и геометрию, и информатику у школьника не будет возможности, даже если он этого захочет.

"Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом ещё и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно", - разъясняют суть проекта ФГОС авторы письма. Такая перестройка учебного плана вызывает у них "крайнее недоумение".
"Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своём будущем, невыгодно:
  • объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
  • объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой ещё один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука;
  • объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения;
  • и, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире, и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности".
Письмо завершается призывом к руководителям страны "наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору её главных дисциплин".

Авторы призывают собрать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования.

Письмо, выложенное для обсуждения в ЖЖ, вызвало большой резонанс. Буквально за несколько дней свои комментарии к нему оставили более десяти тысяч человек. Среди подписавшихся - известные и заслуженные учителя, поэты, писатели, журналисты, издатели, лауреаты различных премий, в том числе государственной, и многие другие.

В отзывах на письмо можно прочитать следующее: "+ видимо, наши политики и министры заигрались... Интересно, как сам В. В. Путин или Д. А. Медведев получили бы образование, родись сейчас и получая образование согласно предложенному стандарту...", "Чёткие и точные действия по разрушению системы образования. А своих детей они будут в Сорбонну отправлять учиться?"

"Я не рассчитывал, что письмо получит такой резонанс. Это свидетельствует о том, что проблема болевая, - прокомментировал STRF.ru автор письма Сергей Волков, учитель русского языка и литературы московского центра образования 57, главный редактор газеты "Литература" ("Первое сентября"). - Письмо было написано по инициативе большого количества педагогов, которые обеспокоены столь радикальным перекраиванием школьной программы. Мне и моим коллегам это решение показалось недостаточно обдуманным и проговорённым в профессиональном сообществе". По словам Волкова, никакого другого способа привлечь внимание к этой проблеме, кроме как обратиться с открытым письмом к руководству страны, он не придумал.

"Почему в перечне обязательных предметов нет ни русского языка, ни математики, ни литературы, ни истории. Далеко не каждый ученик может сделать правильный выбор, - отмечает Волков. - Почему возникла идея об обязательных и необязательных предметах? Потому что школьная программа действительно перегружена. Надо как-то разгружать учеников, в частности за счёт профилизации. Все дисциплины старшекласснику "поднять" невозможно. Необходимо расставлять приоритеты. Это правильная точка зрения. Другой вопрос - как это делать? То, как это предлагается в стандарте, который готовился несколько лет коллективом учёных, на наш взгляд, недопустимо".

Выбор необходимо предоставить, считает Сергей Волков, но базовые предметы должны быть определены, причём среди них должны быть четыре предмета, о которых говорится в письме: "Это математика, государственный язык, история и литература. А выбор должен быть предоставлен максимально широкий, чтобы человек не был вынужден выбирать из всей образовательной области только один предмет".

"Ещё один вопрос: насколько готова к предложенным изменениям система образования? Если вводить практику выбора предметов, тогда надо уходить от классно-урочной системы. В противном случае если, например, из потока десятиклассников физику в школе выберут 60 человек, в какой же кабинет я их посажу? Я - один учитель", - объясняет свою точку зрения Волков.

По его мнению, в стандартах недодуманы или не очень ловко сформулированы все эти вопросы: "Именно поэтому решили написать открытое письмо, чтобы обсудить их и найти совместное решение".

Новые стандарты не устраивают очень многих. И инициатива Сергея Волкова уже не единичная. На сайте "Педсовет.орг" также собирают подписи под открытым письмом, в котором его авторы не только выступают против стандартов с содержательной точки зрения, но и подвергают критике процедуру их подготовки и утверждения. Текст написан со знанием дела и заслуживает внимания. Вот только попадёт ли он в поле зрения высокопоставленных лиц страны? Верится с трудом.
                                   *****************



Такое письмо прислали мне. Честно говоря, заставляет задуматься о многом. О декларируемой модернизации страны, которой почему-то не нужны специалисты со знанием базовых предметов любого ВУЗа. Само ВУЗовское образование представляется бессмысленным.


Нужны сильные и здоровые, но неграмотные патриоты? Сомнительно. Патриотизм свойствен людям, имеющим образование, в которое встроена и научная картина мира. Или нужны только потребители? Но где эти потребители будут зарабатывать деньги на то, чтобы потреблять? У меня клавиатура не печатает эти "профессии"...


 Мозг без обработки возрастающей по качеству информации теряет свои способности её обрабатывать, по простому - дебилеет. Как известно, что не тренируется, то атрофируется.

Кстати, кто думает, что будет обучать детей за рубежом, должна сказать, что не всё так сказочно, как кажется. 

Такая заметка появилась осенью прошлого года: 

"В Гарвардском университете будет создана кафедра по изучению гомосексуальных, бисексуальных и транссексуальных дисциплин. Об этом сообщает Associated Press в четверг, 4 июня. Это первая подобная академическая кафедра в США.

Грант на организацию кафедры в 1,5 миллиона долларов выделило Гарвардское общество геев и лесбиянок. В это общество входят студенты, выпускники университета и профессора (всего 4700 человек). Названа кафедра будет в честь известного гарвардского преподавателя-гея и литературного критика Фрэнсиса Отто Маттисена, умершего в 1950 году.


Как сообщает AP, руководство университета заявило, что для обучения студентов будут приглашаться общепризнанные эксперты по сексуальным меньшинствам. AFP уточняет, что кафедра начнет работу уже в 2010 году. Ожидается, что курс будет длиться один семестр. "Кафедра не будет временной, она создается в гарвардской "кузнице" интеллектуалов раз и навсегда", - цитирует AFP слова Митчелла Адамса, выпускника университета и организатора сбора средств.

Как отмечает британская The Guardian, созданием постоянной кафедры, посвященной проблемам сексуальных меньшинств, Гарвардский университет пытается наверстать упущенное. Хотя в других американских университетах пока нет подобных кафедр, дисциплины о различных аспектах гомосексуальных отношений там преподаются давно. Тем не менее, автор заметки в The Guardian пишет, что для самого Гарварда началась "новая эра".

Пионером в этой области стал Городской университет Нью-Йорка в 1986 году. Затем спецкурсы о гомосексуальных отношениях появились в Йельском университете и десятке других высших учебных заведений США."

Представляете кафедру сексуальных меньшинств в Московском университете им. М.В.Ломоносова с вышеупомянутыми дисциплинами?  А почему, собственно, нет? Слово "дисциплина" как-то придаёт академичности Содому и Гоморре, правда? Да и Михайло Васильевич не сойдёт с пьедестала...
Вы такое образование хотите для своих детей?
Если нет, то принимайте участие в решении их судьбы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий