1 сентября у нас лил дождь и было холодно. Но в школе, где училась раньше моя дочь, дети по-прежнему собирались на улице. Нарядные и красивые, но с сизыми носами и дрожащими от холода руками, в которых намертво сидели букеты цветов. В прошлом году в этот день так же было холодно и так же школа была для них закрыта.
Полчаса до линейки и 1 час самой линейки дети стояли на пронизывающем ветру, безнадежно ожидая конца речей ветеранов и других заслуженных людей. Оживились, как всегда, когда поковыляли первоклашки и под объявления регалий учителей классы, наконец, начали входить в школу. Праздник? Да! Но 2 сентября большая часть школьников пришла с забитыми носами, а кто-то начал учебный год с температуры и ОРЗ.
В лицее, куда на сей раз отправилась учиться моя дочь, дверь была открыта и никто не думал держать детей под дождем и на холоде. Слава Богу, подумала я. Но легче не стало. Испуганные глаза первоклашек, похоже, впервые, отозвались во мне совсем другим чувством, нежели раньше. Впервые я подумала о том, что их испуг - вовсе не страх перед их новым неожиданным состоянием и положением. Это скорее вопль инстинкта самосохранения перед началом подгонки таланта под шаблон.
Абсолютное большинство из них уже прошли горнило дошкольного образования и на собственной коже испытали, что такое счастливое детство. Сразу предупреждаю, что не гребу всех под одну гребенку. Обо всех просто не знаю и такой возможности жизнь никому предоставить не может. Но кое-что видела и знаю сама.
Счастье детского садика... Силой заставляют есть. И малыш давится ненавистным супом вперемешку со слезами... Хочет игрушку, а она у другого мальчика и воспитатель говорит: "Завтра ты возьмешь". Но назавтра тот мальчик снова пришел раньше и взял ее, а о тебе и об обещании никто и не помнит... Случилось страшное - малыш описался! Добрая нянечка брезгливо переодевает тебя, приговаривая: " Ах, ты, бессовестный! Посмотрите-ка на него! Бессовестный!" Остальные хихикают...
Еще страшнее - сидеть на расписном стульчике и слушать воспитательницу, а все тело твое жаждет, алкает, просит - бегать, бегать, бегать!.. И как можно заснуть днем, когда не набегался, не утомился, а тебе просто плохо, плохо и ты хнычешь. Но: "Прекрати немедленно! Смотри, какой капризный! Быстро спать!"... Можно многое переписать из блокнота, куда я в свое время записывала рассказы родителей, жалобы детей, но так или иначе, все они выливаются в детский плач по утрам, когда мамы тянут в сад упирающегося и рыдающего малыша.
Не все и не всегда. Но разве Вы не знаете таких историй?
Постарше дети уже не так часто плачут - понимают, что слезы-не оружие. Наступает череда ангин и ОРЗ. "Ой, какой ослабленный!" Кем, спрашивается? Сам по себе?
В школе начинается другая жизнь.
"Посмотрите, какая Маша молодец, у нее одни пятерки," - и начинает рождаться Машина гордынька.
"Что же ты, Ваня, а вроде неглупый",- и Ваня проваливается от стыда, начиная ненавидеть Машу и всех, кто хихикает, глядя н него.
Почему взрослым так трудно сотрудничать? А как сотрудничать, если почти все время в школе соперничали?
"А кто первый?"
"Ого, сколько пятерок! Умница!"
"Балбес! Ты когда-нибудь это запомнишь?!!"
К концу школы у многих из тех, для кого оценка была превыше всего, уже хорошо развита мимикрия. У тех же, кто не получал хороших оценок, защитная броня наглости и хамства.
Как мы, вчерашние и позавчерашние школьники, общаемся в комментариях? Если с нами согласны, мы - шелковые. Если нет - сразу шерсть дыбом!
О школьной программе писать нечего. Кто ее создает, не заинтересован ни в детях, ни в стране. Когда училась я, на все домашние уроки уходило 40 минут-1 час. Сегодняшние дети сидят за уроками допоздна. Улицы и дворы с началом учебного года вымирают. Сколиоз и погоня за знаниями вытеснили принципы здоровья - сегодняшние дети самые больные за все школьные годы с послевоенных времен. Разве есть надежда, что дальше будет лучше? Откуда возьмется добрый волшебник, который отменит пытки всеобщего среднего образования, за которые платят самые любимые, самые маленькие члены нашего общества?
Да, и потом, что такое дети? "Дети-это наше будущее". Это значит, что в настоящем их нет, а значит, и проблемы тоже нет. А в настоящем и без них проблем хватает.
Полчаса до линейки и 1 час самой линейки дети стояли на пронизывающем ветру, безнадежно ожидая конца речей ветеранов и других заслуженных людей. Оживились, как всегда, когда поковыляли первоклашки и под объявления регалий учителей классы, наконец, начали входить в школу. Праздник? Да! Но 2 сентября большая часть школьников пришла с забитыми носами, а кто-то начал учебный год с температуры и ОРЗ.
В лицее, куда на сей раз отправилась учиться моя дочь, дверь была открыта и никто не думал держать детей под дождем и на холоде. Слава Богу, подумала я. Но легче не стало. Испуганные глаза первоклашек, похоже, впервые, отозвались во мне совсем другим чувством, нежели раньше. Впервые я подумала о том, что их испуг - вовсе не страх перед их новым неожиданным состоянием и положением. Это скорее вопль инстинкта самосохранения перед началом подгонки таланта под шаблон.
Абсолютное большинство из них уже прошли горнило дошкольного образования и на собственной коже испытали, что такое счастливое детство. Сразу предупреждаю, что не гребу всех под одну гребенку. Обо всех просто не знаю и такой возможности жизнь никому предоставить не может. Но кое-что видела и знаю сама.
Счастье детского садика... Силой заставляют есть. И малыш давится ненавистным супом вперемешку со слезами... Хочет игрушку, а она у другого мальчика и воспитатель говорит: "Завтра ты возьмешь". Но назавтра тот мальчик снова пришел раньше и взял ее, а о тебе и об обещании никто и не помнит... Случилось страшное - малыш описался! Добрая нянечка брезгливо переодевает тебя, приговаривая: " Ах, ты, бессовестный! Посмотрите-ка на него! Бессовестный!" Остальные хихикают...
Еще страшнее - сидеть на расписном стульчике и слушать воспитательницу, а все тело твое жаждет, алкает, просит - бегать, бегать, бегать!.. И как можно заснуть днем, когда не набегался, не утомился, а тебе просто плохо, плохо и ты хнычешь. Но: "Прекрати немедленно! Смотри, какой капризный! Быстро спать!"... Можно многое переписать из блокнота, куда я в свое время записывала рассказы родителей, жалобы детей, но так или иначе, все они выливаются в детский плач по утрам, когда мамы тянут в сад упирающегося и рыдающего малыша.
Не все и не всегда. Но разве Вы не знаете таких историй?
Постарше дети уже не так часто плачут - понимают, что слезы-не оружие. Наступает череда ангин и ОРЗ. "Ой, какой ослабленный!" Кем, спрашивается? Сам по себе?
В школе начинается другая жизнь.
"Посмотрите, какая Маша молодец, у нее одни пятерки," - и начинает рождаться Машина гордынька.
"Что же ты, Ваня, а вроде неглупый",- и Ваня проваливается от стыда, начиная ненавидеть Машу и всех, кто хихикает, глядя н него.
Почему взрослым так трудно сотрудничать? А как сотрудничать, если почти все время в школе соперничали?
"А кто первый?"
"Ого, сколько пятерок! Умница!"
"Балбес! Ты когда-нибудь это запомнишь?!!"
К концу школы у многих из тех, для кого оценка была превыше всего, уже хорошо развита мимикрия. У тех же, кто не получал хороших оценок, защитная броня наглости и хамства.
Как мы, вчерашние и позавчерашние школьники, общаемся в комментариях? Если с нами согласны, мы - шелковые. Если нет - сразу шерсть дыбом!
О школьной программе писать нечего. Кто ее создает, не заинтересован ни в детях, ни в стране. Когда училась я, на все домашние уроки уходило 40 минут-1 час. Сегодняшние дети сидят за уроками допоздна. Улицы и дворы с началом учебного года вымирают. Сколиоз и погоня за знаниями вытеснили принципы здоровья - сегодняшние дети самые больные за все школьные годы с послевоенных времен. Разве есть надежда, что дальше будет лучше? Откуда возьмется добрый волшебник, который отменит пытки всеобщего среднего образования, за которые платят самые любимые, самые маленькие члены нашего общества?
Да, и потом, что такое дети? "Дети-это наше будущее". Это значит, что в настоящем их нет, а значит, и проблемы тоже нет. А в настоящем и без них проблем хватает.
В нашем классе учился мальчик, как я сейчас понимаю, с ЗПР (задержка психического развития) и логоневрозом. Он сильно заикался и страшно напрягал лицо, когда пытался выговорить фразу. С ним никто не дружил, но и не гнобил. Его мама, боясь за дальнейшую судьбу сына, упросила директора взять его в обычную школу. Она часто приходила к классному руководителю, всегда с каким-нибудь подарком. Ее фигурка, подобострастно и униженно стоящая перед учителем, вызывала отвращение. Мы ее не любили.
Сегодняшние матери, отдавая в школу вполне адекватных детей, часто также стоят перед учителем, котороый выговаривает им за плохое поведение или успеваемость их детей. Дети стоят рядом с поникшей головой. Такая мама к окончанию разговора вежливо прощается с учителем, сквозь зубы говорит ребенку:"Иди!" и сурово выходит из школы, а ребенок испуганно спешит за ней. Что происходт в такую минуту с ребенком? Каким тяжелым чувством сжимается его сердце? Какая мысль ломает его мозг и путает все в голове? Это - мама, она с ним всегда, а учительница только в школе, почему она главнее мамы? Почему мама после разговора с ней стала чужой? А я теперь - кто?
Кто-то будет просить прощения и в дальнейшем ломать себя, только чтобы у мамы не было больше чужого лица - ведь это самое страшное. А кто-то поймет вдруг, что он - самый худший на свете и это из-за него маме так плохо. Дети, они ведь не понимают, что может быть тысяча причин для дурного настроения взрослых. Они считают причиной себя. Если бы я не родился, у мамы не было бы столько неприятностей.
Подростки уже решают окончательно и бесповоротно. Иногда их решения страшны и бывают последними в их жизни. Иногда цена их решений - сломанная судьба и здоровье. А благополучные (с хорошими оценками) собираются в институт. Их ценности уже вполне адекватны запросам общества. Институт - хорошая работа - хорошая зарплата - хорошая пенсия. Только сколько лет эта пенсия может продержаться в нашей стране? 5, 10?... А уже всё! - чем любил заниматься в детстве, не замечая времени, не помнит.
Образование буквально означает создание ОБРАЗА. И в русской культуре детям не давались готовые ответы. Поиск своих собственных ответов неизбежно разивал образное мышление, которое, в свою очередь, порождало великолепие и разноцветье ремесел, невероятные узоры, потрясающую пляску росписей, красоту деревянных кружев на домах, знаменитую ковку умельцев-кузнецов, оригинальность и неповторимость оружейных украшений, множество неповторяющихся узоров вышивки. Каждый род имел свою собственную вышивку, свой собственный почерк рукоделия и свои секреты мастерства, которые шли за созданием образов, как нитка за иголкой.
Современное образование не просто дает готовые ответы, оно еще и исключает право на ошибку. Ошибка наказуема! - с глубокого детства усваивают дети и, вырастая, не предпринимают никаких шагов для изменения своей жизни в лучшую сторону. Лучше так, ошибусь - будет хуже! Но ведь невозможно научиться есть, не промахиваясь ложкой и не уляпываясь по уши; нельзя научиться ходить, не упав ни разу; кататься на велосипеде, не разбив хоть однажды коленку... Ничему нельзя научиться, не сделав ни одной ошибки. И, вбитый с детства, страх сделать ошибку не дает ничему по-настоящему учиться.
Образ, с которым покидает среднюю школу выпускник, это- "институт", "хорошая работа", "хорошая зарплата", "карьера", "семья", "квартирамашинадача", "дети", "пенсия". Такой длинный коридор, в котором тускло горят лампочки очередной "вершины", которую должен взять человек, получивший среднее образование. Тогда общество его принимает и к концу жизни он подходит, как и предыдущие, с горечью, разочарованием и жалкой пенсией.
А ведь вместо общепринятого "института" могло быть выявление индивидуальных способностей и склонностей. Этакие многообразие и многовариантность, которые уже к 14 годам выражались бы в понимании собственного пути и ясной дороги дальше. На самом деле происходит подгонка под общий шаблон со слезами выпускного вечера и следующей порцией конвейера к 1 сентября. Что потом происходит с выпускниками, школу интересует мало, да и недосуг.
Вместо будущей "хорошей работы" могло быть изучение различных форм предпринимательства с практической работой у конкретного предпринимателя в течение 1 летнего месяца с 14 лет. Подростки могли бы вживую встретиться с теми проблемами и задачами, которые стоят перед людьми, решившимися на свое дело. Могли бы потом сыпать идеями и ломать голову над их решением. В 14 лет так хочется делать что-нибудь настоящее, если еще не совсем убит интерес к жизни повсеместной виртуальностью.
Вместо желания "хорошей зарплаты" можно ввести в школы знакомство с законами денег, ведение личного бюджета, чтобы школьники смогли понять смолоду, что для того, чтобы стать богатым, совсем не обязательно получить наследство. Что все в их жизни на самом деле только в их руках, но...
Я разговаривала с директором одной школы о том, что сегодняшним детям, как никаким другим, очень легко свернуть на дорогу, ведущую в никуда. Он кивал и соглашался. Но на мое предложение провести беседу со старшеклассниками о том, как перестать просить денег у родителей уже сейчас и перестать быть иждивенцем с 14 лет, как начать путь к собственному благосостоянию, решительно сказал: "Рано их знакомить с этой стороной жизни." Что поделаешь? РАНО! С наркотой и алкоголем не рано, с ранней беременностью не рано, с порнографией и прочей мерзостью самое время, а с тем, как не пустить в свою жизнь все это, занявшись настоящим делом - рано!
Вместо "карьеры" ради карьеры можно было рассказать детям, что любимое дело само способно вынести человека на самый верх признания и настоящей знаменитости. Что деньги пойдут туда, где человек с любовью делает СВОЕ дело и абсолютно удовлетворен. Потому что найти свое дело и заниматься им - это настоящее счастье для человека. "Найди любимое дело и у тебя в жизни не будет ни одного рабочего дня"- сказано об этом.
Семья тоже создавалась бы не потому что НАДО или ПОРА, а потому что двое людей встретились и начали создавать на основе взаимной любви семью, где возможна полная реализация человека и свобода самовыражения. Каждый понимал бы, что отношения не создаются сами по себе, их надо строить совместно, вырабатывая общие цели и мечты. Исчезли бы взаимные претензии и обиды, которые возникают после того, как лелеемые розовые надежды обоих не сбываются и любовь исчезает под гнётом взаимных претензий.
И вообще люди научились бы ценить и беречь любовь, потому что понимали бы, что она дается не как основа для совместной жизни, а для понимания, КАКИМ НА САМОМ ДЕЛЕ является человек. Помните, когда мы влюбляемся, как светит солнце, как не бывает плохой погоды, какие все люди замечательные, как хочется делать только хорошее. Когда мы любим, мы встречаемся со своей истинной природой. И разве не заслуживает благодарности человек, через которого на нас судьба обрушивает это волшебное чувство вечной жизни?!!
Но кому нужны чувства, если важне всего становятся школьные оценки и успехи? Успехи души не интересны в совеременной жизни и чувства уступают место повышенной или, наоборот, сниженной эмоциональности. А эмоциональность, которая служит не окраске чувств, а сама себе, становится врагом и увеличителем амбиций человека. Человек же, управляемый эмоциями, перестает быть хозяином своей жизни, он целиком и полностью во власти своего настроения и чужих мнений.
"Квартирамашинадача" как джентльменский набор успешного человека перестали бы существовать, потому что человек перестал бы заботиться о том, как "ВЫГЛЯДЕТЬ" в глазах других, а стал бы думать о том, как ЖИТЬ в коротком отрезке своего бытия.
Как наиболее эффективно распорядиться собственным временем, чтобы использовать по максимуму свои возможности для реализации собственного потенциала. Но о собственном потенциале многие и не догадываются, он потихоньку умирает, погребенный под результатами обработки системой образования.
Из поколения в поколение мы переносим мышление, обработанное системой, кормим им уже своих детей. И не хотим замечать, что, с каждым новым поколением, проблемы усугубляются, потому что суммарного страха становится все больше. Нам уже не удивительны огромные 5-килограммовые ранцы первоклассников, потому что мы потеряли что-то самое важное и ценное в отношении к человеку вообще и к ребенку в частности.
Нам теперь важнее успеть, потому что жизнь ускоряется. Это ничего, что ребенку тяжело, зато 5 языков. Зато буквы с 1,5 лет знает, зато хореография, рисование, единоборства, плавание и....И душа ребенка, не имеющая выражения тех потребностей, которые заложены природой на каждом этапе развития, тихо засыпает. "Он ничего не хочет делать", "ей все безразлично"...Откуда взяться интересу к жизни, если этап, на котором ребенок связывается одним целым с жизнью, отдан на откуп раннему развития. Раннее развитие - это раннее погребение. Погребение образного мышления и счастливой судьбы.
В крысиные гонки, которые устраиваем мы сами себе в погоне за мыльным пузырем, встраиваются новые поколения, а предыдущие оказываются у разбитого корыта. Жизнь ускоряется? Но как, где? Природе по-прежнему нужно то же время для созревания яблока после цветения яблони. По-прежнему женщине нужно девять месяцев, чтобы выносить ребенка. Как и тысячи лет назад, в свое время приходит зима, весна, лето, осень. И только человек, в безумии левополушарного мышления, отшлифованного системой образования, несется за своим выдуманным счастьем, которое терпеливо ждет внутри. Почти никогда не дожидается, умирает вместе с человеком.
Директор из другой сетевой компании, Людмила, за чашкой кофе, говорила: "Марина, я раньше получала зарплату 10000 рублей. Если бы мне 100 рублей недоплатили, я бы удавила. А в прошлом месяце получила не 100000, а 80000 рублей и даже ухом не повела. Ну, структура плохо сработала. Будем исправлять ошибки". А ей, между прочим, 54 года и в сетевой маркетинг пришла в 50 лет. Говорит, если бы ей раньше сказали, что она поедет в Париж, сочла бы это оскорблением. А, приехав из Парижа, заставила дочь взять ипотеку, уверена, что выплатят ЛЕГКО!
Когда оформляла документы, чиновница ее спросила, где это можно получать 100000? "В сетевом маркетинге"- был ответ. "А...в сетевом маркетинге...-брезгливо протянула дама.-"А мы вот не можем помогать детям, сами еле концы сводим." "Кто мешает?" - спросила Людмила. "Вы что??? У меня два высших образования и сын кандидат наук. Чтобы я, да в сетевой?.."- был ответ. Сначала протест против управления собой - помните, как дети кричат:"Я-САМ!" Потом страстное желание, чтобы тобой управляли. Между двумя этими состояниями - система образования.
Не думаю, что два диплома мешают успешной работе в сетевом бизнесе. Но то, что, чем больше времени своей жизни мы отдадим нынешней системе образования, тем дальше мы будем находиться от собственной жизни и себя, в этом я уверена абсолютно. Диктат системы с бессмысленными планами подминает под себя поколение за поколением, лишая свободы мыслить, принимать решения и отвечать за них. Лишает человека собственной жизни, которая может быть совсем другой. Но человек боится даже посмотреть в другую сторону, а чаще уже и не знает, что она - эта другая сторона есть, и другие пути, и другие двери тоже есть.
От сохранения нашей собственной способности мыслить (И образно, И логично!) зависит целиком и поностью качество нашей жизни. Попадая с самого рождения в общество, где руками испуганных родителей и системой образования, из маленького гения лепится управляемое существо с эго-амбициями, мы лишаем себя права прожить наполненную и яркую жизнь, где на каждом ее этапе мы могли бы выбирать то, что наиболее продуктивно позволит нам выполнять свои человеческие задачи. Но вместо созидателей мы становимся разрушителями. То, что мы несем внутри себя, мы производим снаружи. И, не принимая собственного "произведения", ищем виноватых и предъявляем претензии всем, кого назначим козлом отпущения - от родителей до государства.
Состояние страны - это внутреннее состояние ее людей. Есть воспитательницы и зав.детскими садами, у которых дети - наркоманы... Есть учителя, дети которых уходят из дома... Психологи, которые не могут найти общего языка со своими детьми... У всех бывают проблемы, но не все работают с детьми.
Природа, глядя на нас, вряд ли поймет, как можно столько знать и ничего не сделать. В ней все продумано, спокойно и размеренно. И потребности живых существ, в том числе и человека, за многие века не изменились. Изменились ЖЕЛАНИЯ. Выпущенная интеллектом на свободу натура уже не имеет ограничителя, которым раньше была душа. Ей больше нет места в жизни, как нет места детству в жизни наших детей и нет места жизни в нашей "жизни". Винить некого. Мы выбрали это сами.
Марина, очень правдиво и оттого еще страшнее... Да, все так. И почему-то раньше об этом не задумывался. Ощущиение, что кто-то мозги тебе вытащил, сжигаюят Бога, а ты факел в руках держишь и песни распеваешь...
ОтветитьУдалитьЖестокость, которую творили мы сами и которую позволяли другим творить с нами и нашими детьми.
Мне даже было немного стыдно читать эти строки, потому что работая преподавателем (конечно же я отличалась от других))), я никогда не смотрела настолько глубоко...
Я иногда думаю, что сетевой маркетинг - это дар Бога , придуманный для спасения Человека. Его личности, его психики, его чувства собственного достоинства. Спасибо вам за ваше неравнодушие и умение передать свои чувства и мысли!
Оля, так и есть, мозги вытаскивают, умело пользуясь архетипами. А мы делаем страшные вещи, свято веря, что совершаем добрые дела. Стыдиться, я думаю, совершенно не нужно, а разобраться, как нами манипулируют, реально вполне. И тем, кто занимается сетевым маркетингом и хочет это сделать - и карты в руки. Мы не сидим в цепях наемного труда и свободнее многих, но это не значит, что мы существуем отдельно от всех, скорее, мы даже прочнее связаны с другими из-за постоянного общения с людьми. Энергетическое пространство одно и родства нашего со всеми никто не отменял. Но у каждого свой выбор, к счастью и к сожалению.
ОтветитьУдалитьПрочитала пост,- и словно на машине времени перенеслась в свою школу. Узнаваемость 100%. Прибавляем ещё пионерскую организацию и конкурсы строя и песни - для закрепления привычки ходить строем по жизни.
ОтветитьУдалитьМарина, вот Вы пишете об индивидуальном подходе, о раскрытии индивидуальности. Только система образования чья? Государственная. Даже частные школы каким-то образом им контролируются. А государству не нужны яркие индивидуальности, свободные личности. Ими сложно управлять, невозможно манипулировать. Ему (государству) нужна послушная и легко управляемая серая масса, армия наёмных работников, своего рода "солдатов по жизни". И с этой задачей государство справляется очень хорошо.
Где выход? Не знаю. Я уже познакомилась и с израильской системой образования, и с канадской. Они, безусловно, отличаются от описанной выше, но развитием индивидуальности там тоже не пахнет. Кстати,школьный рюкзак моего сына весит 9 кг.
Марина, пугающая, но верная статья!
ОтветитьУдалитьВ нашей жизни индивидуальность очень сильно забивается с детства, что в итоге и приводит к проблемам. В то, что:
- трудно сделать другой выбор (ведь вокруг люди не рвутся в сетевой маркетинг, а почему ты должен туда идти?!),
- трудно работать над собой (побороть себя прежнего никогда не было легко),
- трудно поверить в себя (ведь столько раз тебе говорили, что "Маша лучше, чем ты"),
- и т.п.
Спасибо, что освещаете такие моменты, даете повод для размышлений.
А я так и не смогла убедить учительницу своей дочери купить второй комплект учебников и хранить их в школьном шкафу. При этом я предложила купить комплект на свои деньги.
ОтветитьУдалитьОна посмотрела на меня непонимающе и отрицательно покачала головой. Так и продолжали дети носить в школу и обратно тяжеленные рюкзаки. Зачем?
А назавтра после того, ей присвоили звание Заслуженного учителя, в наш класс, который считался образцовым, пришли по обмену опытом американские учителя. Через 10 минут после начала урок, когда наши детки в белых фартучках, сидя с прямыми спинами красиво тянули руки для ответа на вопрос учительницы, они встали и со словами :"Мы не можем смотреть на этот фашизм!" покинули класс. Был грандиозный скандал, а вся школа утешала учительницу и говорила, что она замечательный педагог...
Марина, все верно. Образование государственное, мало того, государству всегда это ставилось в заслугу - оно заботится о всеобщей грамотности. Но, как всегда, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Весь вопрос в цене, а здесь мы платим нашим всем. За что? За свой собственный страх "как бы чего не вышло". И выход нам известен, но мы ведь тоже "солдаты по жизни", все проходили этот курс молодого бойца. Только не всегда помним, что солдаты в любом государстве пушечным мясом становятся первыми. И наш выбор в пользу рюкзака, а не позвоночника ребенка становится иногда непоправимой ошибкой.
ОтветитьУдалитьЮля, дело даже не в том, что трудно сделать другой выбор. Дело в том, что почти невозможно просто его увидеть! Если смотреть на систему безотносительно к кому-либо, можно только восхищаться безупречным механизмом конвейера, четко выполняющим поставленные задачи.........
ОтветитьУдалитьНелечка, я тоже, подходила к учителю с таким же "революционным" предложением и так же получила отрицательный ответ.................
Комплекс Наполеона - вещь достаточно распространенная. Наверное, человек испытывает какой-то кайф, когда находится НАД китайскими болванчиками. Чувствует себя мессией. А пока они человеки, ему неуютно - могут в тупик поставить, авторитет уронить. Поэтому первая задача-построить и вышколить, а потом можно сеять и доброе, и вечное. Но ведь и учитель еще более несвободен, у него, как у части системы, выбор вообще один - или ты в школе, или тебя в школе нет и не факт, что возьмут в другой. Когда человек становится меньше профессии, это всегда трагично.
Ого! Марина, вы меня за живое цепанули! Позвольте немного поделиться своей историей. Она относится к теме, как раз!
ОтветитьУдалитьЯ закончил школу в этом году. Сейчас поступил в университет!
Первые несколько лет(до 6 класса) - я учился, учился, учился. Был отличником. Хвалили и прочее. в 7 классе.как-то начало надоедать, я решил расслабиться. А в 9м я познакомился с миром сетевого маркетинга. Именно этот момент стал переломным, и, наверное решающим. Если говорить обо мне - я всегда был повернут на бизнесе. Если так можно сказать. Когда все "нормальные" подростки рубились в контр-страйк, я изучал Киосаки и бодо Шефера, я изучал основы МЛМ, и к концу 9 класса в оффлайн у меня была уже структура более 70 человек, что, как я считаю не плохо! Тем не менее, я продолжал учиться, чтобы общественность была спокойна. Готовился к экзаменам в маршрутке и в свободное от учебы и бизнеса время. Итог - аттестат за 9ый класс с отличием. В 10 и 11 классе я полностью был поглощен бизнесом и саморазвитием, мог пропускать школу, но если я приходил - я делал так, как они хотели.
С 9 класса мне начали говорить, что у меня "переходный возраст", ведь я не подчиняюсь системе. Я открыто заявлял, что меня не интересует аттестат. меня не интересует оценки в дипломе и сам диплом. Меня не интересует работа. Это вызывало шок и отторжение. Ну а как по другому то?! Вот пишу-пишу и не могу остановиться. :)
Все "доброжелатели" так и хотели образумить - и помочь с выбором профессии. Наверное, из-за своего характера я слал их далеко и сейчас двигаюсь по тому пути, который мне интересен.
Работаю ли я сейчас? Да. Я люблю быть независимым. а бизнес в интернет я только начал. Это моя будущая профессия? Нет. Это на время. Я работаю даже не по трудовой. А по договору подряда. Как подработка.
Сколько мне лет? 17. Учусь ли я в универе? Да. На заочной форме, т.к. очная бесцельно отнимает мое ценное время.
Что касается детских садов - у меня братишка маленький, так вот он каждый день плачет по 20 минут, перед тем как пойти в сад, как правило его мама обманом заманивает туда. Как же я не хочу, чтобы он шёл в школу.....:(
Такая вот у нас Россия, и такая вот Нисходящая Спираль Госудраственной Системы......
И это только начало моей истории :) Буду рад продолжить общение!
Cаша, что сказать? Я могу только радоваться за Вас! Если на каждом этапе Вы видите цель, если идете к ней, учитывая возможные протесты окружения, если видите потенциальные возможности жизни для собственного роста и опыта даже в достаточно ограниченном пространстве и используете их, понимая, что поиск себя возможен только в пути, то с чем-то Вам здорово повезло: либо с собственной волей, либо с воспитанием и поддержкой родителями.
ОтветитьУдалитьШкола сквозь пальцы смотрит на то, что ученик подрабатывает, если он неплохо учится, но если это не так, начинается прессинг. В любом случае он у нее в отдельном списке, как неблагонадежный. Это и понятно: кто знает, что можно ждать от человека, который не вписывается в общую схему?
Вашу историю непременно дам прочитать дочери, она в 9-ом и 2-й год немного подрабатывает в Фаберлик. Учится хорошо, поэтому проблем не было. Но, когда ее взяли в модельное агенство на учебу и ей пришлось учиться одновременно и в школе и там, она предпочла в школе молчать об этом.
Похоже, что именно так и формируется характер, который позволяет делать выбор не только, чем заниматься, но и как себя при этом вести, учитывая все неблагоприятные факторы...
Сейчас есть множество возможностей обучения в экстернатах с 1 класса, так что выбор для ребенка есть. Из немногих моих знакомых, решившихся на это, недовольных нет. 2 девочки уже закончили школу, ЕГЭ сдавали спокойно и без нервотрепки. Одна поступила на бюджет в институт, другая к моменту выпуска из школы была уже на 3-м курсе финансовой академии, параллельно работая. То что радоваться-то есть чему.
Пишите свою историю, Саша. Молодежи, которая думает и делает свою жизнь вне рамок системы, может стать по силам изменить ситуацию в государстве, ведь, как ни крути, государство - это мы.
А что Вы думаете об армии? В Вашем случае она неизбежна.
Марина, ну просто золотые слова! У себя в ЖЖ только недавно написала статью на ту же тему,под влиянием встреченных курящих школьниц. И мне дали ссылку на блог Фрицморгена, статья, в пух и прах разбивающая мифы о школе. Загляните на досуге- http://fritzmorgen.livejournal.com/329435.html.
ОтветитьУдалитьПрочитав эту статью, я стала задумываться о том, как мне не отдавать детей в школу. Очень много стереотипных мышлений, со всех сторон давят. Типа, как это не отдавать в школу-ребенок неучем вырастет-жизнь я детям загублю, и все такое. Вот я старшую дочь забрала из садика, потому что у нее психосоматические заболевания начались и невроз прогрессировал - так мне это до сих пор в вину мои родители ставят. Теперь младший пошел, решили попробовать, как у него будет. Он плачет - а у меня сердце рвется. У Вас я впервые услышала об экстернатах: скажите, пожалуйста, что это такое? Может, я смогу детей уберечь от школы с их помощью?
Саша, какой вы молодец! ОТ души Вас поддерживаю!
Наталья, позвольте ответить: Экстернат - это форма обучения, когда школьник не посещает занятия в привычном их смысле, он проходит ту же программу, с теми же учебниками. Только делает он это дома, в комфортных условиях и в удобное время. Выучив определенный предмет он договаривается с преподавателем и сдает его. И так - до конца! Но тут есть и свои минусы, поэтому если решите выбирать такую форму обучения - на все экзамены ходите с ребенком. Как бы он вас не отговаривал. Учителя не любят таких вот "белых ворон" и сделают все, чтобы осложнить ему жизнь. А так - вы имеете право как мать присутствовать и в случае чего обратиться к директору или в Министерство образования, если уж совсем плохо! Мой знакомый учился таким образом, и, кстати, неплохо.
ОтветитьУдалитьМарина, если утрировано: лучше в морг, чем в армию....
ОтветитьУдалитьА если серьезно, то я туда 100% не пойду, чего бы мне это не стоило. Сейчас, пока нет 18 мне выдали приписное с надписью ограниченно годен, а в следующем году вот у них будет не выполнен план по набору солдат - и меня сделают годным....Ну нет, портить свою жизнь и терять один драгоценный год - такого не будет. Уже сейчас понемногу ищу варианты и способы получить военник, рассматриваю вариант со взяткой как последний т.к. это под УК попадает и негарантированно!
Существует мнение, что армия делает из парня мужчину, что там становятся "настоящим мужиком"....это миф, стереотип и ничего более. Сколько вернулось моих друзей оттуда, которые мне больше не друзья, сколько раз меня отговаривали туда идти. Почему? Произвол, дедовщина, и прочее! Мое мнение - если ты не способен воспитать себя сам, то тебя НИКТО не воспитает, ни армия, ни психиатрическая лечебница.
Наташа, Вы правильно сделали, что забрали дочь, ее можно гомеопатией реабилитировать полностью. С младшим - Вам решать.
ОтветитьУдалитьВариатов развития страны, наверное, много, но опыт наблюдения за событиями последних 15 лет говорит и о варианте, при котором место России в мировой экономике уже определено и оно исключает какие-либо изменения в существующих системах в лучшую сторону. При таком развитии именно неучи и будут нужны, но они в большей степени и готовятся в современных школах. Как это не грустно, но, кроме нас самих, в наших детях не заинтересован никто. Рада буду, если ошибусь. Ссылка в моей статье объясняет причину моих выводов...
Что касается экстернатов, это система образования, при котором ребенок выборочно посещает школу или не посещает вообще. Оплата годовая, в Москве, например, 30000 рублей в год. Дается программа и график сдачи предметов. Таким образом, можно сдать раньше и сократить время среднего образования.
Нужно отдавать себе отчет в том, что здесь есть психологические трудности. Обучаете фактически Вы, ребенка нужно мотивировать, но для этого в каждом его возрасте можно много чего напридумывать. Дочь, например, постоянно "обучала" белку и писать, и решать, и учить наизусть. Каким то образом, еще и исправляла у игрушки неправильное ударение, когда та читала стихи голосом дочки. В конечном итоге, можно выработать такую систему интересов, при которой сам ребенок завалит Вас информацией по изучаемому предмету, а Вам останется отсортировать ее в соответствии с программой. В общем, творчества никто не отменял...
Экстернат - форма государственного образования. Узнать о школах с системой экстерната можно в районных отделах народного образования, в минобразе применительно к Вашей местности. Хорошо поговорить с теми, кто уже пользуется этой системой, чтобы проанализировать всю собранную информацию....
Можно вспомнить, что до индустриального века детей обучали в семьях и получалось неплохо, судя по русской литературе. Мы не рассматриваем идеологические изыски, при которых учебники истории рассматривают Россию как отсталую и неграмотную страну. Вся наша история - фальсификация, которая является, на мой взгляд, шедевром психологической обработки поколений 20 и 21 века.
Собирайте информацию и помните, что здоровый ребенок легко и радостно учится всему - у детей жизненная потребность такая. А слабому и измученному ничего не нужно.
Саша!
ОтветитьУдалитьКонечно, по комментариям о человеке сделать вывод сложно, но что-то мне говорит о том, что, чем раньше человек сталкивается с реальным делом, тем быстрее у него формируется взрослое отношение к жизни - я имею в виду выбор и ответственность за него, а также рассматривание нескольких вариантов предполагаемых событий....
Как человек, воспитанный в СССР, испытываю противоречивые чувства к решению не служить. У нас тогда презирались подобные решения.
Да и архетип мужчины - воин.
Это никаким образом не касается Вас, а только того набора жизненных клише, в которых мы росли. У меня, слава Богу, дочь, и я избежала мучительных раздумий родителей сыновей.
О службе в ВДВ в советское время написала в августе в статье "День десантника", можете полюбопытствовать.
А спорт есть в Вашей жизни?
У меня у родственников аналогичные противоречивые чувства, главная поддержка в этом вопросе - моя мама. Мнение остальных в этом случае я учитываю в последний момент!
ОтветитьУдалитьЕсли посмотреть на то, какой произвол происходит в армии, то лучше все же в морг :)
Да, посмотрю на досуге статью.
Не знаю можно ли тренажерный зал назвать спортом, но если можно - то есть! Я не против физического развития, я против жизни по Уставу, Графику, Приказу!
Согласна с Вами, Саша!
ОтветитьУдалитьМнения вообще можно не учитывать, если Вы ясно представляете себе свои цели и то, чего хотите добиться.
Мне показалось, что бизнес занимает все Ваше время, поэтому спросила про спорт. Рада, что ошиблась.
А на родственников не держите зла. В то время, когда мы росли, вместо Бодо Шеффера, были материалы съездов КПСС. А вместо личной жизни у нас вырабатывали привычку обсуждать и осуждать, если нужно Родине, не только поступки, но и личности других людей. Такое свойство "коллективной семьи". Поскольку, это происходило с раннего детства, то аукается до сих пор. Это не со зла, а от бессилия. То, что происходит со страной, больно многим.
Вам желаю стойкости и силы духа! А дух сам приведет, куда нужно.
Офигеть. Поромывка мозгов что надо.
ОтветитьУдалитьНачиная с концлагерных эпитетов: "намертво сидели", "безнадежно ожидая", "испуганные глаза", "вопль инстинкта самосохранения"...
По всему видно - талант автора не подогнан под шаблон. Или все же наоборот? Шаблоны бывают разными...
Теперь по существу.
1. Кто одел детей НЕ ПО ПОГОДЕ? Кто довел их до сизых носов? В первую очередь - родители. Ради чего? Чтобы продемонстрировать красивые бантики?
2. Кто помешал родителям подойти к директору школы и потребовать, чтобы детям предоставили нормальные условия для выслушивания "речей ветеранов и других заслуженных людей"? Струсили предки? Или прав своих не знают? Или мудро предпочитают стоять в общей шеренге?
3. Кто отправил детей на следующий день с температурой в школу - вместо того, чтобы взять ребенку больничный? Ваших детей под конвоем, что ли, в класс загоняли?
4. Чего в итоге испугались первоклашки: еще не испытанной школьной жизни - или бессилия родителей решить несложный вопрос о месте проведения "торжественной" линейки?
5. Почему родители слепо следуют тем характеристикам, которые учителя дают их детям? "...сквозь зубы говорит ребенку: "Иди!" и сурово выходит из школы..." А заступиться за собственное дитя перед учителем - слабо? Или боитесь, что ребенку будет еще хуже - и поэтому с готовностью демонстрируете покорность перед учителями? От кого зависит, "...чтобы у мамы не было больше чужого лица - ведь это самое страшное..." - от учителя, или от мамы? Да хотя бы просто проигнорируйте несправедливые обвинения - чтобы поддержать ребенка, утвердить его в собственной значимости!
Аналогичные вопросы можно задать и относительно детского садика: какую позицию занимают родители, чтобы отстоять права своих детей - кроме жалоб в чей-то блокнотик?
А рассуждения о "русской культуре" - это вообще эзотерические домыслы. Русская культура - это какие века вы имеете в виду? И из каких достоверных источников вы так уверенно описываете прошлое обучение - ссылку не приведете? И чем для вас чувства отличаются от эмоций - что вы понимаете под чувствами? А уж о роли "успехов души" - вообще здорово, если учесть, что никто толком не знает, что это такое...
Дальше я читать не стала. Знакомо до противности, знаете ли. Хотя можно было бы напомнить о роли семьи в вопросе формирования жизненных ценностей. Можно было бы спросить, а почему родители массово помалкивают, если налицо деградация образования и учебников. Можно было бы намекнуть, что инет доступен многим - а в нем можно найти массу альтернативной инфы, если вы сомневаетесь в правдивости школьных знаний - и она совершенно доступна истинному таланту, который не хочет подпадать под шаблон. Многое можно было бы написать - времени жалко говорить что-то тем, кто НЕ ПРЕДПРИНИМАЕТ никаких практических действий для изменения ситуаций, ограничиваясь душещипательными статейками.
"Образование буквально означает создание ОБРАЗА." Ага. С того Образа, который создают РОДИТЕЛИ, не зная своих прав, не умея принять меры, не догадываясь адекватно отреагировать на внешний прессинг. А потом сваливают на кого угодно, заодно ностальгируя по русской культуре, о которой, смею думать, они вообще не имеют представления.
"Природа, глядя на нас, вряд ли поймет, как можно столько знать и ничего не сделать".
Присоединяюсь к Природе.
Анономный!
ОтветитьУдалитьВы имеете право думать так, как считаете нужным.
Свое право иметь свое мнение я также не отменяю.
P.S. Культура не имеет века и времен. Это то, что отличает один народ от другого в области мировоззрения, отношения к жизни, сохранения своих национальных особенностей и традиций вопреки унифицирования, свойственной технократической цивилизации.
Желаю обрести имя, впрочем, это не мое дело.
Всех благ!
Вот именно, мое имя - не ваше дело. Оставьте советы при себе, с вашим-то уровнем КУЛЬТУРЫ... которая, оказывается, "не имеет века и времен" - после этого перла вообще говорить с вами не о чем.
ОтветитьУдалитьКстати, согласно БСЭ - Культура определяется как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Но ваше вневременное-внепространственное культурное состояние просто потрясло.
Не рвите себе сердце, оставьте силы и вдохновение для "временного-пространственного культурного состояния".
ОтветитьУдалитьБудьте здоровы и счастливы!(Это не совет - это пожелание:)))