В предыдущем "Обзоре по пятницам" Григория Студенкова прочла о своем отношении к термину "персональный бренд" и того, что за ним стоит:)
Во-первых, рада, что познакомилась с автором - очень интересным человеком, кстати, с ярко выраженной индивидуальностью.
А во-вторых, не возвращаясь к ранее написанному, выскажу крамольную мысль о том, что под любым действием, любым термином, любой концепцией лежат не просто слова, а определенная платформа, меняющая нашу жизнь и мировоззрение иногда до неузнаваемости и отнюдь не всегда в благополучную сторону.
Но, поскольку, это происходит не сразу, а растянуто во времени, эти изменения порой просто не видны.
Сталкиваясь же с их следствием, мы теряемся в догадках и повторяем черномырдинское: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!"
Но это не самое грустное.
Грустно другое - подменяя незаметно для себя одни ценности на другие, как нам кажется, вполне современные, мы и не задумываемся, "как наше слово отзовётся".
То есть, что за мир мы строим сейчас и каково будет в нём житься нашим детям.
Между тем, ничто не ново под луной и стоит только чуть покопаться в наследии лучших умов человечества, как на все свои вопросы мы легко получим ответы.
Разумеется, философия и психология даром хлеб не едят и готовы отдать все свои ответы для желающих.
К сожалению, манипулятивная псевдопсихология заполонила простотой исполнения любых желаний магазин-интернет-полки, а заодно, и мозги, поэтому, настоящей психологии затруднительно пробиться сквозь эту достаточно плотную иллюзорную завесу.
И все же, иногда стоит читать авторов, которые жизнь положили на то, чтобы отстоять человеческое в человеке, для того, чтобы ненароком не завести своих детей в мир, где дают Нобелевские премии Мира как индульгенции за будущие бомбежки:)
У любого психолога есть учителя не только институтские, но и те, в чьих работах он находит наиболее близкие к своим мировоззрение, отношение и восприятие.
Когда рвется связь времен, они помогают выстоять, не сломаться, мало того - найти, казалось бы, в совершенно чуждом, на первый взгляд, мире, место для вечных человеческих ценностей.
Эрих Фромм. Будучи учеником Зигмунда Фрейда, он отошел от учителя, чтобы задуматься о другой психологии - гуманистической, в центре которой - человек со всеми его составляющими.
Его понимание характера человека неразрывно связано с обществом, в котором существует человек.
Любое общество прорастает в характер и, будучи достаточно стабильной характеристикой человека, оказывает огромное влияние на судьбу, здоровье и, в конечном итоге, на саму жизнь, которая проживается либо полноценно и ярко, либо тускло и уродливо, выражая само общество, в котором сформировался этот характер.
Фромм, как и все великие мыслители, отчетливо понимал фразу "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".
Означает она и то, в частности, что, исследуя характер человека, можно легко понять принципы, по которым существует общество, в котором живет и функционирует данный человек.
Как часто мы бездумно перенимаем то, что чуждо не только нашему обществу, но и нашей природе, как таковой.
Между тем, мир, традиции, общественный строй, характер человека глубоко связаны между собой, оказывая влияние на все, с чем живет и что делает человек.
У Фромма существует типология характеров с разной ориентацией, из которых я предлагаю Вашему вниманию характер с рыночной ориентацией.
Фромм писал своё исследование в середине 20 века, когда рыночные отношения уже полностью сформировали западное общество и стали видны все трагедии и болячки такой ориентации.
Я же надеюсь, что мое отношение к персональному бренду и к тому, почему человек не может продаваться по определению, станет понятно и, возможно, заставит задуматься.
Ведь очевидно то, что если мы идём по чьему-то пути, мы обязательно будет иметь все то, что имеют те, кто уже по нему прошёл.
Итак, человеческий характер с рыночной ориентацией по Фромму. Буду публиковать выдержки из его замечательной работы "Человек для самого себя".
"В наше время рыночная ориентация чрезвычайно быстро прогрессирует вместе с развитием нового рынка, " рынка личностей" - феномен последних десятилетий.
Чиновники и коммерсанты, администраторы и врачи, ученые, юристы и артисты - все выходят на рынок....
Принцип оценки одинаков и для рынка товаров и для рынка личностей: на одном на продажу выставляются товары, на другом - личности...
Тот факт, что для достижения успеха недостаточно иметь высокую квалификацию и соответствующие технические средства, но надо в чем-то " превосходить других", чтобы оказаться конкурентноспособным, формирует у человека определенное отношение к самому себе...
Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способности продаваться.
Он испытывает чувства сродни тем, которые мог бы испытывать какой-либо товар, например, чемодан на прилавке магазина, если бы этот чемодан мог чувствовать и думать.
Каждый чемодан постарался бы выглядеть как можно " привлекательнее" и как можно дороже, чем его соперники, чтобы получить более высокую цену.
Чемодан, проданный по самой высокой цене, будет ликовать, поскольку для него это будет означать, что он оказался самым " стоящим".
А непроданный чемодан будет грустным и печальным и страдающим от сознания своей никчемности.
Такая же печальная участь может постигнуть и любой чемодан, который хоть и прекрасно выглядит и полезен, но вышел из моды.
Подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке личностей, а чтобы быть в моде, он должен знать, какого рода личности пользуются наибольшим спросом.
Это знание складывается (передается по наследству) в процессе всей системы образования, начиная с детского сада и кончая колледжем, а также внедряется в сознание в семье...
Более конкретные модели поведения для достижения успеха человек получает из других источников.
Иллюстрированные журналы, газеты, рекламные ролики рисуют картины и рассказывают о жизни преуспевающих людей...
Молодая девушка старается во всем походить и даже превзойти высокооплачиваемую кинозвезду: в мимике, в прическе, в жестах, видя в этом многообещающий путь к успеху.
Молодой человек так же старается походить на героев экрана...
Наши кинозвезды не несут людям великих идей; их функция - служить связующим звеном для среднего человека с миром " великих"...
Поскольку современный человек ощущает себя одновременно и товаром, и продавцом, его самоуважение зависит от условий, которые он не может контролировать.
Если он добивается успеха, то осознает себя достойной личностью, если же нет, то считает себя неудачником или даже ничтожеством.
Причем степень неуверенности в себе с трудом поддаётся корректировке.
Если человек чувствует, что его ценность зависит напрямую не от человеческих качеств, но от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой, его самоуважение будет неизбежно колебаться и нуждаться в постоянном подтверждении со стороны других людей.
Поэтому человек вынужден непрерывно и неустанно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьёзную угрозу для его чувства самоуважения, порождая, в случае отрицательного результата, чувства беспомощности, несостоятельности и неполноценности.
Если же ценность человека определяется превратностями рынка, то чувства собственного достоинства и гордости попираются.
Но дело не только в самоуважении и самооценке, но и в САМОИДЕНТИФИКАЦИИ, в ощущении своей независимости....
У зрелых и продуктивных личностей чувство самоидентификции возникает в результате понимания, что человек сам - источник своих сил; это самочувствие кратко можно передать словами: " Я есть то, что я делаю".
При рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, отчужденный от него. Человек и его силы не составляют более единого целого, ибо последние не принадлежат ему, так как для него теперь имеет значение не процесс самореализации с помощью этих сил, но выгодная их продажа. Теперь его силы становятся отчужденными, отторгнутыми от него, превращаясь в предмет использования и оценки со стороны других; тем самым его чувство самоидентификации так же колеблется, как и чувство самоуважения; оно зависит от той суммы ролей, которые человеку приходится играть: " Я таков, каким вы хотите меня видеть"...
Поскольку человеку невозможно жить вне самоидентификации, он должен самоутверждаться, опираясь на мнение о нем других, а не на собственные силы. Его престиж, статус, успех, факт, что его знают как такого-то и такого-то - все это заменяет его подлинное чувство самоидентификации.
Такое положение делает его крайне зависимым от того, как смотрят на него другие, и заставляет его играть именно ту роль, в которой он пользуется наибольшим успехом.
Если я и мои силы существуют порознь, тогда, безусловно, моё " Я" утверждается ценой, которую мне дают.
Отношение к другим ничем не отличается от отношения к себе.
Другие так же воспринимаются как товар; да они и сами выступают не такими, каковы они сами по себе, а предъявляют лишь ту свою часть, на которую есть товарный спрос.
Различия между людьми сводятся лишь к незначительным количественным оценкам большей или меньшей привлекательности, успешности и соответственно ценности...
Различия между людьми сводятся к общему критерию - их цене на рынке.
Их уникальность не только ничего не стоит, но фактически даже становится балластом.
Значение слова " особенный" в этом контексте становится весьма двусмысленным.
Вместо того, чтобы служить обозначением для громадных достижений человека - в результате максимального развития им своей индивидуальности, - оно становится почти синонимом чудаковатости, странности, подозрительности. Слово " равный" тоже меняет своё содержание...
Оно подразумевает, что все имеют одинаковое неотъемлемое право быть целью самой по себе, а не средством.
Сегодня же равенство понимается как эквивалент взаимообмена, что пагубно для развития индивидуальности...
Равенство прежде сочленялось с различием, но теперь стало синонимом " безразличия" - отсутствия всяких различий, полной нивелировки - и поистине безразличие - вот что характеризует человеческие отношения в современном мире, равно как и к себе.
...Когда пренебрегают человеческой индивидуальностью, отношения между людьми с необходимостью становятся поверхностными, неглубокими, ибо ведь люди взаимодействуют уже не как личности, но как взаимозаменяемые товары.
Люди не позволяют себе либо просто не в состоянии относиться друг к другу как к имеющим в себе нечто уникальное, " особенное".
Однако рынок создает своеобразный вид товарищества.
Каждый включен в одну и ту же конкурентную битву, разделяет те же стремления к успеху; все встречаются с одинаковыми или аналогичными условиями рынка (по крайней мере, они так думают).
Каждый хорошо представляет, что чувствует другой, поскольку все они в одной лодке: каждый сам по себе, боится неудачи и жаждет улыбки судьбы; никого не щадят, но ни от кого и не ждут пощады в этой борьбе.
Поверхностный характер отношений внушает многим иллюзорную надежду, что глубину и силу чувств они могут найти в любви.
Но любовь к себе и любовь к другому нераздельны; для любой культуры любовные отношения есть лишь более сильное проявление связей и отношений, превалирующих в этой культуре, так что не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен этим рыночным типом ориентации, можно вылечиться любовью.
Рыночной ориентацией охвачена не только сфера чувств, но и сфера мышления.
Мышление предполагает функцию быстроты реакции, быстроты овладения ситуациями, чтобы успешно ориентироваться в них.
Существующая система образования направлена на развитие смышленности, сообразительности, рассудка, а не РАЗУМА.
Для манипулятивных целей, преследуемых большинством, достаточно иметь поверхностные знания.....
Само знание становится товаром.
И здесь тоже человек отчуждается от своей силы, своей способности; мышление и знание становятся просто инструментом получения результата.
Психология, познание человеком самого себя, в традиции западной мысли считавшиеся условиями, необходимыми для добродетельного и здорового образа жизни, счастья, сегодня выродились в инструмент для манипулирования другими и собой на рынке научных идей, в политической пропаганде, рекламе и т.д.
.....Рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств, потенциально заложенных в человеке...
При этой ориентации у человека на каждый момент времени развиваются именно те качества, которые могут быть проданы на рынке с наибольшим успехом.
Не какая-то постоянная доминирующая черта в характере человека - но пустота, которая максимально быстро может быть заполнена любым из требуемых на данный момент качеств....
Сегодня существует спрос на людей, которые внушают доверие, поскольку они выглядят так, будто действительно обладают этим качеством; то, что человек продает на рынке личностей, - это его способность играть свою роль, а что за человек скрывается за этой ролью, не имеет значения и никого не интересует...
Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна и еще раз свободна от всяких индивидуальных особенностей. "
Разумеется, это малюсенькая часть прекрасной работы Фромма, который всегда и всюду подчеркивал гибельность отношения к человеку, как к средству, а не цели.
Сегодняшний капитализм наиболее циничен за все время своей истории.
От человеческой жизни требуется лишь её "эффективность", как производство прибавочной стоимости, в большинстве своём, виртуальной.
И человек 21 века уже не замечает, что вся его, так называемая жизнь, вертится вокруг денег , как таковых, которые дают ему иллюзию благополучия, успеха и уверенности.
А дилетанты от психологии (или не дилетанты - а сознательные творцы мифов, что гораздо опаснее!) продолжают подсовывать нам различные идеи, тренинги и технологии - можно смело сказать, что то, что пользуется спросом, очень неплохо оплачивается:)
И их можно понять - зарабатывают люди и вопрос не к ним, вопрос к нам - если мы все дальше уходим от самих себя, подчиняясь условиям мифического рынка, не значит ли это, что в один прекрасный день мы не узнаем ни себя, ни жизни, в которой оказались?:)
Как писал Эрих Фромм о "Дианетике", посвящая свои слова "искателям сфабрикованного счастья" : «Но хуже всего то, как написана “Дианетика”.
Смесь известного числа упрощенных истин, полуправд и явного абсурда, пропагандистская техника ошеломления читателя своим величием, непогрешимостью и новизной системы автора, обещания неслыханных результатов, достигаемых простым следованием за “Дианетикой”, - вот техника, которая ведет к самым злосчастным результатам в областях патентованной медицины и политики. Применительно к психологии и психиатрии она не будет менее вредоносной.»
Замените слово "Дианетика" на любое другое, столь модное в нынешнее время, которое когда-то охарактеризовал поэт словами, не подозревая, что они станут актуальны в 21 веке - "смешались в кучу кони, люди..." - и получите ту же формулировку Эриха Фромма, книги которого я от всей души рекомендую читать всем, кто хочет понять себя и мир, в котором он живет (или существует:)). Уверяю, что они не станут отвлекающим фактором в Ваших повседневных делах, скорее, наоборот:)
Эрих Фромм "Человек для самого себя"
Эрих Фромм "Искусство любить"
Эрих Фромм "Бегство от свободы"
Эрих Фромм "Иметь или быть"
Блог о русской косметике, объединившей традиции и технологии. О деле, сочетающем финансовые возможности и развитие навыков, необходимых в современном мире. О времени, событиях и людях. О великой удаче жить!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Вот и получается, чем выше человек забирается по карьерной лестнице, тем меньше у него свободы, а больше зависимости от кормушки. Или ты играешь по правилам, установленным сверху, и получаешь "пайку"(поездки,чеки,бонусы плюс высокий рейтинг), или, если такие правила не подходят, вынужден влачить жалкое существование.
ОтветитьУдалитьВот недавно я задал себе вопрос, разве может быть ценность сетевого директора выше ценности учителя в школе. Судя по доходам, так и есть. А с точки зрения пользы, приносимой обществу? Если вдруг в один миг все учителя перестанут работать, произойдет катастрофа, а если перестанут работать сетевые директора, никто в мире этого даже и не заметит.
Так кто ценнее?
И что дальше? Капитализму то крындец наступает.
Сетевой бизнес на пороге глобальных изменений...
Ох, Саша, как я с тобой согласна:)
ОтветитьУдалитьТолько не только сетевой на пороге глобальных изменений, жаль, что мы видеть этого не очень хотим:)
Крындец всему прежнему мироустройству, а мы ведемся, веря, что ничего не происходит:)))
Саша, я тут подумала немножко - сетевой же многому научил, по крайней мере, разговаривать с людьми на их языке нам вполне по силам - пойдем в учителя:)
ОтветитьУдалитьУж точно "Россия в ОБЖ" не окажется:) Главное, сейчас не рассыпаться(
http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-tendencii-s-pozicii-kob/2299-strategy-kill-livia-global-projekt
Я думаю процесс изменения будет идти не один год. Перестроиться успеем. Даже если МЛМ и трансформируется во что-то новое, "человеческие принципы" ведения бизнеса будут в любом случае всегда востребованы.
ОтветитьУдалитьА МЛМ в той форме, в которой он существует или другая форма, какая разница...Если цели настоящие, МИР подскажет как к ним прийти.
Конечно))))))))))
ОтветитьУдалитьЯ и говорю о том, что слушать МИР намного важнее, чем гуру и псевдопсихологию:)
Кстати ты слышала, что мы с 1 мая объединяемся с Эдельстар.
ОтветитьУдалитьНет, не слышала. Ты это не к 1 апреля? У нас же совсем разные отчетные периоды и все разное и качество разное...
ОтветитьУдалитьРеформа как норма жизни?
Теперь все будет одинаковое, у Оксаны Тереховой кратенько об этом написано.
ОтветитьУдалитьhttp://terekhova.com/?p=341
У нас Нечаев 17 апреля будет, мы готовим крупную конференцию, поэтому с учетом "последних новостей" все перекраиваем.
Официальная презентация у нас в компании будет 12 апреля, в Эдельстар чуть раньше.
Пошла смотреть к Оксане - любопытно....
ОтветитьУдалитьУ неё комментарий на блоге не проходит, увы.
Либо что-то происходит, отчего поодиночке не выжить - хотя это странно для МЛМ, либо Довгань или Нечаев собрались в 2012 году в президенты России (кто-то из них))))
Хочешь прикол - я раньше стиральный порошок постоянно у них покупала, а уже больше полугода доехать туда не могу - некогда.
Так что есть третий вариант - чтобы я не моталась терять время за порошком - он сам ко мне теперь придет:)))
Блин, ва-а-ще! Поживем-увидим...