пятница, 15 апреля 2011 г.

Администратор или управленец?


В "Психологии управления" есть две стратегии руководителя - администратор и управленец. Поскольку руководители есть везде, то и стратегии эти встречаются повсеместно, в том числе и в сетевом маркетинге. Я когда-то изучала этот предмет  на примере обычной компании с наемным трудом, попробую "изобразить" эти стратегии применительно к сетевому бизнесу. И в ролях будут крупные руководители. Но "что вверху, то и внизу", поэтому спроецировать стратегии на свои собственные действия сложно не будет. И, возможно, кому-нибудь это будет интересно:)


Что такое администратор
" Вам необходимо купить эти пособия, эту книгу. Вы должны прочесть её полностью, и при любых затруднениях обращаться к ней. Вам обязательно нужно присутствовать на всех мотивирующих мероприятиях компании, потому что иначе Вы не проникнитесь общим духом и не поймете, кто есть кто в ней, какие у нас общие ценности и почему необходимо им соответствовать. " Цены на книги аховые. На мероприятия тоже. 

Администратора видно, слышно и все хорошо знают, что ему обязаны всем. Разумеется, чувство, что ты кому-то бесконечно  обязан, не приносит человеку радости, но общий настрой, созданный и постоянной подпитываемый администратором, не дает человеку проанализировать ситуацию беспристрастно. Он подчиняется.

Управленец понимает, что все люди  разные, у них разная жизнь и разные ценности. Он обеспечивает консультантов литературой на все случаи жизни в сетевом маркетинге. Отличительной чертой этих изданий является их брошюрованность (они тоненькие), с выжимкой только самого важного и понятного для новичков. Цена на эти брошюрки символическая, хотя качество бумаги и иллюстрации соответствуют самому высокому классу. Условий для покупки - никаких, просто перечисление в прайс-листе. Консультант сам выберет то, что может помочь ему разобраться в сложной ситуации, которая возникла.

Управленец имеет штат менеджеров, расставленных на ключевые места и для сбора информации, в том числе. Письма от консультантов имеют приоритетное значение и на их основании он строит работу компании, обеспечивая консультантам режим наибольшего благоприятствования. При этом управленца не видно и не слышно, а у консультантов создается впечатление, что это они руководят компанией.

Администратор на всех мероприятиях делает упор на "Мы" - "мы сделали это!", "мы можем и не то!" хотя всем своим видом дает понять, что если бы не он, то никакого толка от Вас не было бы. Он либо специально обучался, либо интуитивно хорошо знает психологию личности, психологию группы и психологию толпы и свою речь оформляет таким образом, чтобы каждый человек чувствовал ответственность за всех и, соответственно, свою работу строил так, чтобы не ударить в грязь лицом перед другими. "Прежде думай о Родине, а потом - о себе", хотя под Родиной здесь подразумевается нечто совсем иное:)

Управленец на мероприятиях обращается "Вы это сделали!", "Вы - наша главная ценность" и создается впечатление, что без Вас ни компании не было бы, ни продукции. Чувство, что Вы значимы для компании и можете сами организовать свою работу, рождает внутреннюю силу и уверенность. Напряжения и соревновательности нет. Людям самим становится интересно взять следующую ступень.


Способность администратора бесконечно мотивировать людей, эксплуатируя их чувство коллективизма, дает ему возможность не тратить денег на развитие в регионах Пунктов выдачи продукции (складов) - люди, которых он мотивирует на преодоление трудностей и не задумываются, что многие из этих трудностей легким движением руки и вложением небольших средств могли бы быть сняты на благо своих консультантов. Но ключевое понятие здесь - прибыль, а не благо консультантов, поэтому качественные каталоги, красивая упаковка продуктов,  удобство консультантов в регионах  - дело десятое. Его мотивация настолько мощная, что консультанты будут делать невозможное. Целина в прошлом веке закончилась не у всех.

Управленец помогает открывать Пункты выдачи продукции там, где появляются региональные консультанты, им назначаются региональные менеджеры. Он понимает, что главное для увеличения товарооборота - это привлечение все большего числа консультантов и обеспечение их ИНТЕРЕСА сотрудничать с компанией. А привлечение все большего числа консультантов можно обеспечить режимом наибольшего благоприятствования - легкой доставкой, в том числе. Поэтому он легко вкладывается в развитие региональных доставок. Понимая важность для покупки продукта красивой упаковки, он вкладывает деньги и в дизайнеров.

Для администратора всё это - легко преодолимая мелочь. Продукт должен стоить максимально дорого, а все остальное сделают консультанты. Поскольку, где бы они были - если бы не он! Он очень демократичен, но между Вами и им существует непреодолимая дистанция, которую он создает в виде собственного авторитета. Как известно, авторитет легко подменяет собой уважение. Но авторитет всегда навязан, а уважение - добровольно. 

Действия же его практически постоянно связаны с мотивацией и поэтому заставляют усомниться в том, что он управленец. Эта самая мотивация является частью его личного дохода, а внешняя демократизация и забота об активности консультантов - лишь свидетельство крепких психологических знаний.

У администратора огромное количество преимуществ: его распоряжения выполняются быстро, возражений практически не бывает, он ощущает собственную силу и значительность. Но в людях его администрирование нередко вызывает сопротивление, чаще неосознаваемое. В обычных коллективах администратору приходится подавлять инициативу, обратной связи от подчиненных не бывает, в коллективе может назреть бунт и идут всевозможные сплетни. Надо полагать, в сетевом маркетинге администратор составит маркетинг-план таким образом, чтобы у консультантов не было ни времени, ни возможности "на подумать" и развернет еще большую мотивационную работу. Кстати, часть его усилий будет направлена на то, чтобы выращивать таких же мотиваторов:)
Организовывать систему работы таким образом, чтобы у людей росла самомотивация - затратно:)

А что же управленец? Управленец знает, что любой человек приходит в его компанию для того, чтобы удовлетворить какую-то СВОЮ потребность - общение, деньги, личностное развитие. Он знает, что нормальный человек никогда не придет в компанию, чтобы развивать её могущество, но, если развитие компании обеспечит этому человеку удовлетворение его собственных потребностей, то человек обязательно станет всячески способствовать её развитию. Задача управленца лишь следить за удовлетворением потребностей своих партнеров, а  помогает ему это осуществить постоянная обратная связь, как с лидерами, так и с обычными консультантами. Люди с разными потребностями имеют возможность так построить свою работу, чтобы эти потребности были удовлетворены. Условия же для этого незримо предоставляет управленец.

Проблемы администратора в обычной фирме - это неприязнь сотрудников. Если его бывший подчиненный вдруг окажется его руководителем, он сразу же избавится от администратора. А остальные сотрудники его сразу же забудут. Финал жизни администратора - это одиночество. Хотя и в жизни они, как правило, одиноки, поскольку общаться на равных для них - проблема. 

В своих семьях администраторы имеют те же проблемы - глухое сопротивление, неприязнь и одиночество. Причина администрирования - во внутренней тревоге человека, которая постоянно требует удовлетворения чувства собственной значимости, начало попрания которого уходит корнями в далекое детство. Стремление к деньгам любой ценой тоже оттуда - ведь деньги в нашем, пока еще больном, обществе ассоциируются со значимостью человека. И человеку проще подчинять себе внешние условия, чем заниматься внутренними проблемами. 

Управленец не имеет этих проблем, поскольку его отличительной особенностью является умение брать ответственность на себя и искать, где ОН совершил ошибку. А также умение её признать и исправить. Управленца любят и не хотят другого руководителя. Разговаривают с ним на равных, причем создается впечатление, что этот тон задали именно Вы. 

Вообще, у людей создается стойкое впечатление, что это они управляют компанией, а управленец несет только ответственность. При этом управленец абсолютно не переживает за "попрание" своего внешнего авторитета - он-то точно знает, чьи на самом деле принципы претворяются в жизнь!:)

Участие администратора в социальных проблемах страны, региона, города ограничивается декларированием высоких идеалов. Управленец же легко встроит какую-нибудь общественную идею-помощь в стиль работы компании, причем выглядеть это будет, как инициатива консультантов:)

Управляют или администрируют не только на производствах, предприятиях, в компаниях Это делают и в семьях.

Если у кого-то есть в семье администратор, примите мои искренние соболезнования, потому как это - сущий ад. А если кого-то тянет самого на администрирование, подумайте о цене этого выбора.

Когда нам в институте читали лекции на эту тему, я была очень удивлена тем, что, когда меня по жизни назначали маленьким "руководящим бугорком", я всегда занималась управлением, совершенно об этом не подозревая. Два месяца я тратила на то, чтобы узнать чуть-чуть больше, уметь чуть-чуть больше и понимать людей чуть-чуть лучше, чем мои "подчиненные", чтобы как-то отличать свои обязанности и видеть "картинку" целиком. Оказалось, что " по науке" главная задача управленца в этом и заключается - постоянно обеспечивать свой собственный личностный и профессиональный рост, причем, САМОМУ.

Встречая иногда на улице людей, с которыми когда-то вместе работала, я вижу и радость, и интерес. И, когда мы вспоминаем какие-то общие моменты, мы никогда не можем вспомнить имена тех, кто имел в ту пору несчастье администрировать  - "А помнишь, этот, как его, ну, индюк(козёл) такой важный? А, Бог с ним" - и разговор продолжался дальше. И это лучшее из того, что мне приходилось слышать об администраторах.

Так что имеет смысл использовать в своей жизни управление - знание потребностей своих людей, а также вычисление условий, при которых эти потребности удовлетворятся. А потом у наших людей возникнут новые потребности и так бесконечно, пока из них не родятся САМИ СЕБЕ УПРАВЛЕНЦЫ и наше дело никогда не кончится и "прогремит в веках, как символ величия и могущества сетевого маркетинга и компании, с которой Вы сотрудничаете!!!" (Окончание взято из речи администратора:)))

16 комментариев:

  1. Марина, я в себе выловила черты администратора, хотя всегда свято верила в то, что управленец (наверное, очень хотелось им быть). Полезно иногда со стороны посмотреть на свои действия.

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, черты администратора - это иногда необходимо, в зависимости от ситуации:)
    Тяжко, когда администрирование становится сутью человека, тогда прежде всего ему плохо.
    Думаю, что, если бы в 1941 году все были бы управленцами, мы бы сейчас не переписывались:)

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, не знаю, как тебе это удается) Начинаю читать, думаю, что за лабуда.... А дальше уже увлекаюсь, интригу вижу, намеки чувствую и ба-бах, открытие)))) Мне почему-то это напомнило юмористический шарж. Блин, полезла в словарь, дабы не облажаться) Видимо облажалась, потому что "шарж" - это рисунок) Я в курсе, но мне думается, что передает смысл слово "зарисовка"))). Короче, весело. Администратор - действует вовне, управленец - изнутри). И конечно же нашла в себе администратора)))) Вот он, лови его!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Ну вот! Целый пост написал, а при отправке произошел какой-то сбой и все пропало. Попробую восстановить, хотя полет мысли восстановить сложно. Итак... Большое спасибо, Марина! Вы успокоили меня в том плане, что я считал недостатком неумение управлять людьми. Мне больше хотелось им помогать. Оказывается, это очень даже нормально. Хотя бывают такие моменты в экстремальных ситуациях, например водный поход на катамаранах по горным рекам, когда я неожиданно для себя начинаю брать командование на себя и становлюсь администратором-диктатором. Наверное не бывает так, что человек только администратор или только управленец. Я слышал есть такое понятие "неформальный лидер". Это, наверное те, кто в обычной мирной обстановке управленцы, а в критической становятся администраторами. Что вы, Марина, скажете по этому поводу?

    ОтветитьУдалить
  5. Оля, среди учителей управленцев меньше всего - увы!:) Специфика работы такова - тройной гнёт. Сверху - инструкции, снизу - родители, в серединке - план для учеников и все это приправлено человеческим фактором и подавленными собственными амбициями:)
    Психологи подсчитали - учитель даёт в среднем 400 невротических реакций в год и это при том, что в году 365 дней и имеются каникулы!
    Так что перед школой имеет смысл ребенка готовить не к тому, что ему придется сидеть сиднем 45 минут, а к тому, что ему придется по-человечески относиться к учителю:)))
    А у тебя есть все возможности выбросить лишнее администрирование - оставь только необходимое - ты талантлива!:)

    ОтветитьУдалить
  6. Марина, конец мне понравился больше всего))) У меня на работе сейчас, может быть пока), лишь присутствие, но не вовлеченность. Т.е.,когда есть отдача, я завожусь), и поехали))) Если вижу, что тупик, станция конечная, то копья не ломаю... Да, да, да и домой) И как-то попроще все идет, но иногда, конечно цепляюсь и невротическая реакция тут как тут). Стараюсь отдавать себя в аренду), но не всегда выходит). Зато отдаю себе отчет, что это не моя игра...

    ОтветитьУдалить
  7. Игорь, на мой взгляд, у Вас превалируют управленческие качества:)
    Ваш пример с катамараном говорит о Вашем лидерстве, а не о диктате, поскольку, если Ваши приказы выполняются, то люди однозначно Вам доверяют. Следовательно, Вы счастливо сочетаете в себе черты управленца и лидера.
    "Неформальный лидер" - это лидер внутри какой-либо группы, которому люди подчиняются по собственной воле, т.е он абсолютный начальник для них. Поэтому, когда в фирму назначается новый начальник, если он не вычислил неформального лидера и не установил с ним нормальные отношения, ему предстоит нелегкое время - его приказы будут либо недовыполняться, либо бойкотироваться. Правда, если новый начальник по натуре лидер, он обычно справляется с "экзаменом" и в коллективе устанавливается хорошая рабочая обстановка.
    Управленцы, как правило, лидеры, даже если их не видно и не слышно:)
    Действия же администратора основаны на внутренних противоречиях собственной личности и, скорее всего, в критической обстановке, от него толку будет, как от козла молока:)

    ОтветитьУдалить
  8. Вот-вот, всегда, когда мы участвуем в чужой игре, мы и играем по чужим правилам. Когда же начинаем отдавать себе отчет в том, что это не наша игра, тогда сохраняем и присутствие духа и энергию, и силы.
    Поэтому имеет смысл всегда устанавливать свои правила, даже внутри навязанных - это ближе к задумкам Вселенной, а значит, и помощи от неё больше:)
    Кстати, хорошо досчитать до 10 в ситуациях, когда ты начинаешь цепляться. Это спасет и здоровье, и настроение, поскольку этих 10 секунд как раз хватает для того, чтобы понять - в своей ты игре или в чужой:)

    ОтветитьУдалить
  9. Да, как вещает Зеланд, самое трудное - это вовремя вспомнить, что ты в игре... Посчитаю до 10, потом расскажу)

    ОтветитьУдалить
  10. Марина! Как всегда интересно. Не слышала раньше о делении людей на администраторов и управленцев. Выявила в себе управленца,правда замашки администратора тоже присутствуют (наверное от мамы учительницы достались.)))

    ОтветитьУдалить
  11. Осталось самое трудное перевести в самое лёгкое - выработать привычку. Сорок дней и дело в шляпе:)

    ОтветитьУдалить
  12. Вита, это, скорее, не люди делятся, а стратегии управления, которые им присущи.
    Но эти стратегии - следствие их внутреннего либо конфликта, либо мира с самим собой.
    Я за это и люблю психологию, что она всегда подсовывает загадки, правда, разница в западном подходе и нашем огромна:)
    Хоть блог и комменты и не дают полной картины, но пока что замашек администратора у тебя не наблюдалось:)

    ОтветитьУдалить
  13. Мариночка, умеешь включить мозг. Я и не знала, что люди могут делится на администраторов и управленцев. Пока читала, многих знакомых разложила по полочкам. С собой запуталась, решила, что я посерединке)))))))

    ОтветитьУдалить
  14. Ира, сами мы очень редко можем что-либо определить в отношении себя, поскольку включен контроль сознания:)
    Для того, чтобы его отключить, в психологические тесты (настоящие, конечно) всегда вводят шкалу лжи - она и даёт более объективную картину.
    А управленец ты или администратор - никто лучше твоих людей не знает:)
    Я же думаю, что все-таки больше управленца, а администратор появляется там, где можно решить какой-то вопрос только таким образом и никак иначе:)

    ОтветитьУдалить
  15. Да, это точно, в отношении себя всегда судить сложно. Других с легкостью определяешь, а на себе ступор. Кстати, а может есть еще какая-то третья категория??

    ОтветитьУдалить
  16. Есть третья категория - это бездельники:))))

    Ира, а если серьезно, то ведь это не люди, как таковые, а их стратегии руководящей работы. И взяты, конечно, крайние точки для наглядности. Но эти стратегии могут говорить о счастливом или несчастном человеке, об успешном или неуспешном, потому что, как правило, что у нас внутри, то мы несем вовне:)

    ОтветитьУдалить